шапка для сайта

Новости

Один из организаторов науки

Дзагуров 3В январе исполнилось 135 лет со дня рождения Губади Алексеевича Дзагурова – известного ученого, осетиноведа, одного из организаторов науки в Северной Осетии, профессора, автора научных исследований по фольклору, этнографии и истории Осетии, народному образованию, языку и литературе. Предлагаем вашему вниманию выдержку из воспоминаний Т. Хамицаевой о Губади Дзагурове.

Губади Дзагуров - ученый- осетиновед, один из организаторов первого научного учреждения на Северном Кавказе «Осетинского историко-филологического общества», инициатор научных публикаций фольклора (серия «Памятники народного творчества осетин»), активный организатор просвещения в Осетии в 20-30-е годы. Все свои силы и знания Г. Дзагуров отдал осетиноведению в самом широком смысле слова: среди его работ научные статьи по фольклору, этнографии и истории Осетии, народному образованию, языку и литературе.Губади Дзагуров - ученый- осетиновед, один из организаторов первого научного учреждения на Северном Кавказе «Осетинского историко-филологического общества», инициатор научных публикаций фольклора (серия «Памятники народного творчества осетин»), активный организатор просвещения в Осетии в 20-30-е годы. Все свои силы и знания Г. Дзагуров отдал осетиноведению в самом широком смысле слова: среди его работ научные статьи по фольклору, этнографии и истории Осетии, народному образованию, языку и литературе.Губади Дзагуров родился в 1888 году в с. Христиановском в семье сельского учителя. После окончания пяти отделений двухклассной сельской школы Губади поступил во Владикавказское реальное училище. Окончив филологический факультет

Харьковского университета в 1912 году с дипломом первой степени, он получил предложение остаться для подготовки к профессиональному образованию. Но семейные обстоятельства не позволили ему воспользоваться этим предложением. Поскольку ни в одной из средних школ Кавказа не было вакантного места, его направили учителем русского языка и литературы в реальное училище Забайкальской области. Там он проработал до 1917 года. К этому времени он по праву считал себя в области народной словесности одним из учеников В. Миллера: от известных народных сказителей Осетии им был собран ценный фольклорный материал, составлен список осетинских слов с переводом на русский язык для словаря В. Миллера, написана статья «Об ударении в осетинском (дигорском) языке», получившая положительный ответ В. Миллера, который сыграл основополагающую роль в накоплении и развитии осетинской филологии, в приобщении к ней осетинской интеллигенции.Любовь к народному творчеству, которое собирал и записывал на протяжении всей своей жизни, у Губади Дзагурова зародилась еще в детстве. Как пишет ученый в своей автобиографии, он познакомился с устным народным творчеством прежде всего в семье: бабушка по отцу, Минат, привила ему любовь к сказкам, к нартским сказаниям. Она постоянно твердила: «О, глупенький мальчик мой, слушай сказки, люби их, чтобы, когда ты подрастешь, ты разумел что-нибудь в жизни».Часто вечерами приходили родственники или соседи, садились около очага и коротали вечера за слушанием сказок, сказаний. Среди них бывали известный в то время седобородый сказитель Сабе Медоев и сказочник Санге Цаголов, наделенный от природы необыкновенной памятью, в которой хранил большое количество сказок. В их квартале жил известный сказитель Дзарах Саулаев. Г. Дзагуров вспоминал о том, как люди с нетерпением ждали появления Дзараха. А когда он приходил, его окружали со всех сторон и взрослые, и дети. Эти встречи с Д. Саулаевым, без сомнения, укрепили в Губади интерес и любовь к родному фольклору. И, наконец, еще одно не менее важное обстоятельство способствовало углублению интереса к родному языку и народной словесности: с первого класса Владикавказского реального училища, куда он поступил в 1909 году, Дзагуров был назначен библиотекарем классной библиотеки, которая помещалась в стенном шкафу. В нем оказались не только произведения русских писателей, но и большая кавказоведческая литература: «Осетинские этюды» В. Mиллера, «Сборник сведений о кавказских горцах», «Сборник сведений о Кавказе», «Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа». Эта литература дала ему возможность приобщиться к истории и фольклору соседних народов - грузин, армян, чеченцев, ингушей, кабардинцев - и познакомила с именами представителей осетинской интеллигенции, которые собирали памятники народного творчества осетин и публиковали их в кавказских изданиях: Б. Гатиев, Гацыр, Гуцыр и Джантемир Шанаевы, А. Кайтмазов, Ф. Такоев и другие. Это утвердило его, ученика реального училища, в мысли о том, что собирание фольклора дело нужное и важное, и привело к решению незамедлительно приступить к нему. Не умея писать по-осетински (ни в начальной школе, ни в училище осетинский язык не изучали) Г. А. Дзагуров самостоятельно, по первому выпуску «Осетинских этюдов» В. Миллера и по сборнику стихов Б. Гурджибети выучился осетинской орфографии. В шестнадцатилетнем возрасте он записал первые осетинские сказки.В 1920 году Губади Дзагуров составил программу для собирания народной словесности, которая и сегодня не потеряла своего научного значения. Опубликованная в 1926 году и разосланная по школам Осетии, она служила хорошим руководством для учителей и для учащихся старших классов. Осетинское историко-филологическое общество получило с мест не одну ученическую тетрадь, заполненную народными сказаниями, сказками.За многие годы своей подвижнической деятельности лучшие образцы устного народного творчества осетин Г. А. Дзагуров записал от известных по всей Осетии сказителей: Дзараха Саулаева, Сабе и Баззе Медоевых, Кубади и Сараби Такоевых, Гала Сланова, Иналдыко Каллагова, Кубади Адаева, Елкана Кубатиева, Татаркана Туганова, Дабега Гатуева, Тимофея Агузарова, Батарбека Саухалова и других. Объем текстов, записанных более чем от 80 сказителей, составляет 4360 листов. Материалы эти охватывают все жанры народного творчества: нартские сказания, сказки, легенды, песни, молитвословия, афористическая поэзия.В 1938 году Г. Дзагуров был необоснованно репрессирован и пробыл в различных лагерях 15 лет. И здесь он использовал всякую возможность для собирания фольклора. Будучи в лагере инвалидов в г. Ташкенте, он овладел таджикским языком настолько, что в этих тяжелых условиях сумел записать произведения таджикского фольклора в объеме 2757 листов. Они хранятся в специальном фонде архива Института языка и литературы им. Рудаки Таджикской АН. Часть их опубликована в 1-м томе Свода таджикского фольклора, вышедшем в Москве в 1981 году.В 1942 году в лагере города Дзауджикау Г. Дзагуров записал произведения осетинского, грузинского, ингушского фольклора - 800 листов.Особая ценность записанных Губади Дзагуровым фольклорных текстов состоит в том, что им записывались произведения народного творчества от настоящих сказителей, певцов, сказочников, мастеров, а не информаторов, знакомых с одним-двумя произведениями; среди записей имеются уникальные произведения; записи производились точно, без купюр, без редакции; собиратель уделял большое внимание личности сказителя - сохранил для потомков биографии сказителей, особенности характера, индивидуальность манеры повествования, фотографии.