шапка для сайта

Новости

Кредит доверия

Мы не раз поднимали тему кибермошенничества, а специалисты Отделения Банка России по РСО-А рассказывали нашим читателям о том, как не стать жертвой злоумышленников.
За это время мы научились не отвечать на звонки «сотрудников банков», которые просят назвать секретные сведения. Но не будет лишним напомнить о правилах поведения с телефонными мошенниками:

  • не храните пин-коды вместе с банковскими картами;
  • никогда не сообщайте данные своей карты, пароли из CMC, не переводите деньги на счет по просьбе неизвестного абонента, кем бы он ни представился;
  • также никогда не вводите эти данные на сайтах, на которые вы перешли по ссылке из письма или CMC, а еще лучше вообще не переходите на сайты по ссылкам из подозрительных писем.


Однако чем меньше людей попадаются на старые схемы, тем быстрее мошенники меняют свою тактику и придумывают новые способы обмана. О самых свежих тенденциях в сфере кибермошенничества расскажет заместитель управляющего Отделением Банка России - Национальным банком по РСО-А Юрий КУЛЬЧИЕВ.

  • Юрий Владимирович, что изменилось в поведении мошенников и какие новые способы выманивания денег они используют?
  • Хочу сказать, что прежние способы мошенничества никуда не делись, они все еще актуальны, и жителям республики не стоит терять бдительность, когда им звонят и представляются сотрудниками банков или правоохранительных органов и просят назвать сведения, которые нельзя разглашать. Однако экономический эффект от такого вида обмана ощутимо снизился, и сейчас актуальны новые инструменты.


Активно используется схема, когда мошенники убеждают человека оформить кредит, причем это могут быть займы в нескольких кредитных организациях, и затем просят перечислить эти деньги на «специальный счет». Чаще всего жертва кладет деньги через банкомат или платежный терминал. При этом ее просят за одну операцию вносить не более 15 тысяч рублей. Такая схема позволяет обойти банковскую систему проверок, так называемый антифрод. А общая сумма ущерба может достигать нескольких миллионов рублей.
Подчеркну, что никаких «специальных» или «безопасных» счетов не существует. Если вам по телефону говорят об этом, будьте уверены, что это мошенники.

  • Но как можно убедить человека взять кредит и перевести средства посторонним лицам? Разве такое возможно?
  • Как ни странно, да. Сначала звонит якобы сотрудник бюро кредитных историй и утверждает, что на жертву или ее родственников мошенники пытаются оформить кредит. В разговоре он выясняет, в каких банках обслуживается собеседник, и спрашивает, не терял ли гражданин паспорт или другой документ, не передавал ли кому-то свои паспортные данные. Через какое-то время жертве звонит уже другой человек и, представившись, к примеру, сотрудником службы безопасности банка или правоохранительных органов, сообщает, что на его имя или на имя его родных неизвестные пытаются оформить кредит. Человека убеждают, что необходимо пресечь эти попытки, а для этого нужно как можно скорее оформить кредит онлайн или в офисе банка, причем ровно на ту же сумму, на которую оформляют мошенники по его паспортным данным.


Аферисты настаивают на том, что действовать нужно быстро и тайно, поскольку проводится секретная операция по поимке нечистого на руку сотрудника банка. Такая многоступенчатая схема, когда один «сотрудник» подтверждает слова другого, позволяет убедить жертву.

  • То есть человек может не просто перевести мошенникам свои сбережения, но и остаться должен банкам. Есть над чем подумать. Существуют ли еще какие-то новые способы обмана в арсенале киберпреступников?
  • Активно используется схема, когда предлагают инвестировать деньги и сулят высокий доход.


Мошенники пользуются тем, что мало кто имеет глубокие познания в сфере инвестиций. При этом в условиях повышающейся инфляции понятно желание каждого приумножить свои накопления. И все так же используется фактор давления, при котором принять решение необходимо здесь и сейчас. Людям предлагают срочно инвестировать и спустя какое-то время получить высокий доход.

  • Но как себя обезопасить в этой ситуации?
  • Советы прежние: не принимайте спонтанных решений, не доверяйте людям, которые звонят по телефону. Перезванивайте в банк по номеру, указанному на обороте карты или на официальном сайте. Ни в коем случае не переводите свои деньги ни на какие особые счета и не доверяйте тем, кто предлагает вам гарантированно высокий доход.


Тамара Бунтури