шапка для сайта

Новости

ИРКУТСКАЯ ЛЕГЕНДА

 легендаМурат Георгиевич Баграев - иркутская легенда. Его жизнь достойна многотомной книги или длинного художественного фильма. Долгий век выпал этому сильному духом мужчине.

Не было, наверное, в послевоенные десятилетия в летописи Иркутска такого важного события, в котором он не принимал бы участия.

- Я родился в Гражданскую войну, - вспоминал Мурат Георгиевич (для большинства иркутян - Михаил Георгиевич). - В то время на Владикавказ наступал Шкуро, белый генерал. Местные жители уходили в горы. Но мать с собой отцу нельзя было взять - беременная, ей вот-вот рожать. Тогда бабушку с мамой спустили в подвал нашего дома, там я и появился на свет.

После седьмого класса Баграев уехал во Владикавказ, где поступил в политехникум путей сообщения, на специальность «Вагонное хозяйство». Первого августа 1939 года в трудовой книжке Мурата Баграева появилась запись: «Бригадир-мастер сборочного цеха депо» - вагонное депо станции Иркутск II Восточно-Сибирской железной дороги. Двадцатилетнему Баграеву, только-только со студенческой скамьи, сразу досталась бригада в сборочном цехе депо на станции Иркутск - Сортировочный, где находился главный пункт подготовки полувагонов и платформ. Через три месяца Баграева перебросили на другой участок - назначили инженером-диспетчером вагонной службы.

Война застала его в вагонном депо станции Черемхово - он трудился там мастером колесного цеха, был комсоргом. Железнодорожники всеми силами старались помочь фронту. Михаил Баграев руководил несколькими цехами. Кроме основной работы нужно было выполнять военный заказ - большой ежемесячный план: изготовление деталей к минометам.

В 1943 году советские войска начали наступление, фронту потребовались военные железнодорожники.

- Нашей дороге было приказано сформировать ВЭО-32 – специальное подразделение, которое занимается фронтовыми дорогами. Состав готовили на станции Иркутск II. Меня назначили замначальника вагонного отдела. Где-то в апреле 1944-го, получив довольствие и оружие, эшелон отправился на боевое задание. Подвезли к тылам 1-го и 2-го Прибалтийских фронтов. Первая остановка, - вспоминал Баграев, - Великие Луки. А мы еще не обстрелянные, войны не знали. Только наш состав прибыл, станцию начали бомбить. Без опыта даже офицерский состав замешкался. Потеряли много людей... Так я получил боевое крещение. А потом к крови и смерти привыкли, странное дело...

А потом был приказ - на Дальний Восток! Сибиряков-железнодорожников подкрепили техникой и перебросили на войну с японцем.

- Наши тогда такие силы установили, что японцы даже не могли сопротивляться, полками сдавались. Когда в Иркутске потом пленных через Ангарский мост вели, они демонстративно кричали: «Ура Советской власти!» - такой исторический факт сохранил в памяти Баграев.

Для иркутского осетина Вторая мировая закончилась в сентябре 1945-го. Он сразу же вернулся к работе на ВСЖД - дорога еще на военном положении, не до отдыха было. В 1947-м фронтовик пришел начальником в депо. И началась целая эпоха, связанная с его именем. После войны Баграев заново отстраивал депо - расширял, реконструировал. Дело спорилось: народному хозяйству как воздух были нужны исправные вагоны - отправлять грузы, оборудование, - и смекалистый начальник менял их на цемент, бетон. Масштаб происходивших вокруг перемен впечатлял. На глазах у Баграева рос Свердловский район, конечно, при активном участии депо - в то время самого крупного предприятия в левобережье Ангары.

Поднималась и техника. Чтобы шагать в ногу с прогрессом, Баграев садился за парту: когда нужно было переводить пассажирские вагоны с ручного тормоза на автосцепку, потом - с печного отопления на электрическое. Не верится, но тогда ведь общественного транспорта - автобусов, троллейбусов - не было. Не ходили даже трамваи. Джигит Баграев ездил на лошади - вскакивал в «фаэтон», зимой закутывался в большую шубу и мчался на объекты или к секретарю горкома партии.

Первый трамвай в Иркутске пустили в 1947 году, Баграева назначили начальником трамвайного депо. Рабочие-железнодорожники бросили все силы: уложили два километра трамвайных путей, готовили вагоны, которые пришли в Иркутск из Ленинграда, уже хорошо послужив блокадному городу.

Мурат Георгиевич под звуки марша «Прощание славянки» летом 1964 года провожал в первый рейс фирменный поезд «Байкал» - один такой на всю страну. Фирменная «девятка» сообщением Москва - Иркутск единственный из пассажирских поездов был представлен на Всесоюзной выставке достижений народного хозяйства.

Многих именитых гостей встречал Баграев на иркутской земле, был лично знаком с вождями. Встречал лидера Компартии Китая Мао Цзэдуна. Фиделя Кастро отправили в тайгу на охоту - готовил для него вагон. Разговаривал с ним на ломаном немецком языке. Монгольского маршала Чойбалсана Баграев провожал в Москву, когда тот заболел раком. Врачи оказались бессильны перед болезнью, обратно в Иркутск тело Чойбалсана сопровождал командарм Буденный.

В хлебосольном доме Баграевых лелеяли традиции кавказского и сибирского гостеприимства. Жена Михаила Георгиевича, Людмила Александровна, дружила с артистами советского цирка - земляками мужа. Оказавшись на гастролях в Иркутске, после представления они нередко застольничали у Баграевых.

...Крутой был у Баграева характер, даже жесткий. За всю жизнь он ни разу не опоздал на работу, поэтому и строго спрашивал с подчиненных, и увольнял без сожаления. Но Баграева уважали - знали: если пообещал, дал слово, значит, обязательно выполнит. С властью не заигрывал, за наградами не гнался, начальников дороги не боялся.

Михаил Баграев ушел на пенсию в 1997 году, 40 лет он проработал начальником Иркутского пассажирского вагонного депо. Несколько лет назад наш славный земляк ушел из жизни. Но о нем с благодарностью вспоминают  иркутяне как о человеке, который трудился ради светлого будущего, с верой в него.