Явление святого Георгия
23 января 1992 года жители города Дигоры стали свидетелями явления святого Уасгерги - покровителя мужчин, путников, защитника слабых и обездоленных, учителя молодежи. Этот памятный день выдался холодным, прозрачный воздух серебрил снег, а на небе ни единого облачка. Лед на реке Астаудон хоть и схватился, но был еще непрочным. Однако в три часа пополудни мальчишки местной школы №1, радуясь окончанию занятий, высыпали на лед и затеяли игру в хоккей.
В самый разгар матча один из хоккеистов - пятиклассник Александр Шахов после столкновения с соперником упал на лед. Подняв голову, мальчик увидел то, что заставило его вскрикнуть от изумления. Метрах в тридцати от русла, на левом берегу Астаудона, стоял недостроенный дом, на его оцинкованную крышу медленно опускался светящийся объект. По словам детей, ставших очевидцами этого события, «объект», совершавший посадку на заснеженную крышу дома, светился так ярко, как солнце, слепящее глаза. Наверное, поэтому впоследствии у очевидцев возникли расхождения в детальном описании увиденного чуда. Большинство сходилось на том, что это был огромного роста старик с окладистой седой бородой, в белом одеянии, сидевший на белом крылатом коне. Крылья коня были небольшого размера, и от них во все стороны летели искры. Когда конь опустился на крышу, его крылья поднялись вверх.
Дети, обернувшиеся на крик Александра, оцепенели.
Слух о необычайном явлении распространился по городку с молниеносной быстротой. И вскоре к дому потянулись жители с жертвоприношениями: традиционными тремя пирогами с начинкой из домашнего сыра и осетинским пивом.
Старейшины, собравшись на нихас, объявили о предстоящем кувде в честь пришествия Святого Уасгерги. Паломники со всей Осетии и из-за ее пределов вереницами машин запрудили окрестные улицы. С хоругвями и иконами шли священнослужители и прихожане православных церквей из Владикавказа, в голубых черкесках шествовали казаки, с национальными гармошками и танцами прибыли горцы из отдаленных ущелий. Паломники из Москвы, Санкт-Петербурга, Средней Азии и автотуристы из Турции.
Белый снег на берегу Астаудона обагрился кровью жертвенных животных, закипели на кострах огромные котлы для варки мяса. К стене дома, где висела икона Святого Георгия, нельзя было протиснуться. Здесь собирали денежные пожертвования на строительство святилища Святого Уасгерги. Несколько миллионов рублей было собрано за короткое время. Около тысячи человек сели за столы, которые протянулись на сотни метров... Люди толпились у мест, откуда хорошо были видны следы на заснеженной крыше дома: четкие отпечатки в виде распростертых крыльев до полутора метров в каждую сторону. И углубления, как от копыт коня.
Очевидцы рассказывают, что два дня после пришествия Святого Уасгерги шел сильный снег, однако он не занес следы на крыше. И еще через десять дней, несмотря на оттепель, они были хорошо различимы на расстоянии до десяти метров.
«Комсомольская правда»,
1992 год